22 января в Екатеринбурге состоялась II Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование: теория и практика реализации».

 

Состав участников, принявших очное и заочное участие в конференции, продемонстрировал междисциплинарный статус и международный уровень проблем, предложенных для обсуждения, а также высокий интерес к ним современного научного сообщества. Организаторами конференции стали Институт непрерывного образования РГППУ (директор, кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Ломовцева) и Научный Центр РАО РГППУ. Программный комитет конференции возглавил доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, ректор РГППУ, директор НЦ РАО РГППУ Е.М. Дорожкин.

В работе конференции приняли участие 114 человек, среди которых ученые и педагоги-практики из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и регионов Российской Федерации. Среди участников конференции были не только известные в своих областях ученые - профессора и доценты, но и магистранты и аспиранты. В ходе конференции состоялось плодотворное обсуждение современного состояния и перспектив дальнейшего развития теории и практики непрерывного образования как условия устойчивого развития личности и общества.

Выбранный формат конференции — научная сессия с последовательным обсуждением основных тематических докладов — позволил сформировать междисциплинарное поле обсуждения, глубже рассмотреть вопросы, требующие интеграции позиций ученых и педагогов практиков, различных субъектов процесса образования.

Доклад доцента Н. Ломовцевой «Основные аспекты развития цифрового образования (на примере РГППУ)» задал основную линию дискуссии. Докладчик раскрыла особенности образования в эпоху цифровой экономики, нормативные основания цифровизации образования, а также познакомила с концепцией развития цифрового образования в ФГАОУ ВО РГППУ и практикой ее реализации. Н. Ломовцева отметила, что в декабре 2018 года ей довелось участвовать в заседании Бюро отделения профессиональной образования РАО, где с докладом «Цифровая дидактика — современный тренд развития образования» выступила академик РАО И.В.Роберт. Это содействовало более глубокому осмыслению тех задач, которые предстоит решать в процессе цифровизации образования.

Тема цифровизации образования стала предметом активного обсуждения. Она была представлена как в материалах конференции (Н. Климова, А.Малыгин, Е Неупокоева, Н.Никонова, Л.Плаксина, А.Токарь, В. Третьякова, А. Усманов, О.Ушакова и др.), так и в устных выступлениях. А. Сергеева (ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум», Екатеринбург) подняла проблемы подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, и прежде всего, кадров педагогических. О противоречиях в цифровизации высшего образования говорила С. Логинова (ФГАОУ ВО «РГППУ», Екатеринбург). Она выделила основной парадокс современной информационной ситуации в обучении: несмотря на растущую информационную грамотность, студент не может отобрать необходимое и достаточное количество источников информации. В таких условиях одной из главных задач педагога является научить студентов учиться: извлекать необходимую, отсекая ненужную (излишнюю) информацию, осмысленно ориентироваться во всевозрастающем ее потоке.

Второй темой обсуждения стал вопрос идентификации и самоидентификации субъектов непрерывного образования в условиях изменяющейся образовательной и социальной среды. Обсуждались такие аспекты этой темы как: «образ Я» студентов в процессе проектирования личностного и профессионального будущего (И. Курочкина); воспитание самостоятельности обучающихся колледжа (И.Гомбоева); новый образ ремесленника как субъекта обучения (Е. Бычкова); формирование транспрофессиональных компетенций педагогов (С.Котова, И.Хасанова); духовно-нравственные ценности (Н.Ронжина, Н.Церковникова); антикорупционное мировоззрения личности, акмеология и андрагогика субъекта образования (А. Бугров, И. Девятовская, О. Балалиева, О Суйкова, Е. Федотова и др.) Проф. Л.Андрюхина поставила вопрос о креативности как результате непрерывного образования и как условии его воспроизводства и развития. В материалах и сообщениях участников подчеркивалось, что непрерывное образование во все большей степени должно осмысляться как пространство для формирования готовности к профессионально-творческой деятельности (А.Киселева, Н.Чапаев, В.Леднев и др.)

Третий цикл развернувшейся дискуссии сконцентрировался вокруг обсуждения темы «Инклюзивное образование людей с ограниченными возможностями здоровья», которую представила в своем обстоятельном докладе Т. Падерина (МБОУ средняя общеобразовательная школа № 107, Екатеринбург). По мнению участников конференции, внедрение инклюзии в образовании повлечет за собой кардинальную перестройку системы образования как общего, так и профессионального. Вероятнее всего в образовании должны произойти не только организационные изменения, такие как внедрение в штат образовательных организаций психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей, тьюторов; но и изменения нормативные, финансовые и архитектурные. В обсуждении темы очно и заочно приняли участие О. Акимова, М. Капшутарь, Н. Куткина, Т.Салимов, Ю Симанкова, Я. Изюрова, Д.Смирнова., Э.Киреева и другие.

 

По итогам конференции готовится к изданию сборник научных материалов, уже сейчас насчитывающий 83 статьи. Электронная версия сборника будет размещена в научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и включена в Российский индекс научного цитирования РИНЦ.

 

Источник: Научный центр РАО РГППУ